Прощение

И должна быть способность прощать. Если вы сердитесь на кого-то, простите их. Сделайте это своей практикой – прощать тех, кто вызывает ваш гнев. Например, скоро будет Новый год (Ugadi). Примите решение простить в этом году всех тех, кто в прошедшем году расстраивал или злил вас, и начните новую главу. Нам надо начать новую главу с максимальным энтузиазмом. Мы должны быть естественными.

 

Насколько разумно злиться из-за прошлого? 

Шри Шри Рави Шанкар: Есть ли какая-то польза в том, чтобы злиться из-за прошлого? Практичные люди никогда бы не стали так делать! 
Есть история о Мулле Насреддине. Его сын намеревался взять в руки какое-то дорогое электронное оборудование, а Мулла ударил его. Когда его спросили «За что?», он ответил: «Какой смысл бить после того, как это будет сломано?» Это признак глупости – злиться из-за того, что произошло в прошлом.  Люди спрашивают меня, не злюсь ли я.  Но на что мне следует злиться? Прошлое уже прошло!
Вы злитесь из-за чего-то, что происходит в настоящем.  Но реагируете гневом на гнев! Какая глупость!
Если кто-то повторяет ошибку раз за разом, вы можете продемонстрировать свой гнев, но не будьте в его власти. Arogya vardhak gussa – здоровый гнев длится ровно столько времени, сколько остается начерченная на воде линия.
Это не означает не показывать гнев, когда кто-то неправ, но будет неразумно впадать в него. Садхана (духовные практики)  защищает ум от любой викары (искажения, которое уводит человека от себя самого, своего внутреннего Я).



Гурудэв, существует ли какой-то предел прощению или просьбам о прощениии? Есть ли какие-нибудь основные принципы для этого?

Шри Шри Рави Шанкар: Когда человек прощает кого-то, это показывает его сострадание. Просьба о прощении указывает на то, что вы осознали свои ошибки, и что вы приняли решение не повторять их в будущем. А теперь вы говорите: "Я прощу его/ее, только если он/она попросит о прощении». Это более низкая форма прощения. Наивысшая форма прощения - это осознание того, что другой человек совершил ошибку из-за невежества, и проявление чувства сострадания к нему.
Прощение других с чувством сострадания – это самый лучший способ прощения. Взращивание в себе такого чувства прощения является признаком благородного характера.



Гуруджи, стоит ли доверять тому, кто тебя предал? Сколько вторых шансов можно дать?  Какова разница между принятием и прощением?

Шри Шри Рави Шанкар: Прощение идет из сердца, это эмоциональное действие. Принятие идет от ума, от головы. Оба действия необходимы; вы принимаете и прощаете. Если вы не прощаете, вы страдаете от тяжкого груза ненужного эмоционального мусора внутри вас. Если вы не принимаете, ваш ум охвачен возмущением.

 


 

Пожалуйста, расскажите про прощение по отношению к самому себе и другим.

Шри Шри Рави Шанкар: Не делайте этого, если это тяжело. Идите легким путем. Если простить трудно, то никогда не прощайте. Если держать обиду против кого-то легко, то оставайтесь с этой обидой всю свою жизнь. В этом случае вы должны быть счастливы от этого.
 Можете ли вы быть счастливыми, держа обиду на кого-то? Если кто-то сделал ошибку, это их проблема, а не ваша. А вы просто идите легким путем. Борьба происходит потому, что мы хотим простить, но не можем. Мы должны смотреть на каждого виновника, как на жертву. Если человек поступил по отношению к вам несправедливо, то ясно, что он был несчастен. В противном случае, он бы этого не сделал. Он не был так же благороден и воспитан, как вы. Так чья же эта ошибка? Если бы этот человек был просветленным или обладал знанием, то он этого не сделал бы. Поэтому будьте сострадательны.

 

Если любовь – это наша истинная природа, тогда почему так приятно причинить боль другому, когда вам самим больно? Как остановить себя и не сорвать зло на других?

Шри Шри Рави Шанкар: И снова скажу, вам следует прочитать книгу "Сокровенные записки искреннего искателя". Я очень много говорил на эти темы.

Вы хотите, чтобы эта цепочка продолжалась? Вы обидели их, потом они обижают вас, отвечают вам тем же. Вам нравится, когда вам платят той же монетой? Я задаю вам вопрос.

Ненамеренно через вас произошла ошибка. Предположим, что кто-то начинает срываться на вас из-за того, что вы сделали что-то не так. То, что вы сказали или сделали, задело их очень сильно, и вы извинились сотни раз. Но, тем не менее, они хотят ответить вам тем же, отомстить - каким будет тогда состояние вашего ума? Как это вам понравится? Почему бы вам на минуту не встать на место этого человека и не взглянуть на эту ситуацию? Вы бы не захотели расплаты. Вы бы сказали: "Нет! Я попросил прощения. Я раскаялся".

Просто представьте, что кто-то отказывается вас прощать за какую-то мелочь, которую вы совершили непреднамеренно или из-за невежества. Вам бы это понравилось? Если вам нравится быть прощенными, почему же тогда вы не хотите прощать?

И вот это "приятно причинять боль другому" - неправильная вещь. Это просто показывает, что вы хотите внимания, вот и все. Это вам нужно изменить в себе. Это болезнь нашего ума. Это болезнь нашего собственного ума, который счастлив, когда делает кого-то несчастным. Как вы это называете? Садизм! Когда наслаждение страданиями других делает вас счастливыми.

"Посмотри, ты заставил меня страдать, и я заставляю тебя страдать" - такого рода радость не для вас, нет! Кажется, что это мгновенно приносит радость, но это возвращается к вам в миллион раз хуже, поэтому не делайте этого. Существуют более достойные пути получения радости. Когда вы прощаете, посмотрите, насколько большую радость, насколько большой комфорт это вам дает.

Когда кто-нибудь подходит и просит прощения, с нашей стороны будет великодушием сказать: "Да ладно, не бери в голову". Я вам говорю, наше великодушие в прощении, и это именно то, что мы делаем.

Но если люди продолжают поступать неправильно, если они не ценят ваше прощение, тогда возьмите палку. Тогда пойдите и бросьте им вызов, идите в суд или сделайте что-то еще. Но вы должны дать человеку достаточно шансов исправиться самому. Прощение – это не признак слабости, его не следует принимать как само собой разумеющееся. В то же самое время, если вы не прощаете, это не показывает вас с хорошей стороны. Что вы об этом думаете? Разве не так?

Наша компания – это нечто важное. Наши друзья, наши родственники могут как поднять нас, так и стянуть
вниз.

Вам тоже нужно понять – вы должны постараться вытащить тех, кто имеет склонность к негативному.